2020

Особенности предметно-пространственной развивающей среды в МБДОУ «Криулинский детский сад №3» для детей с ЗПР

Опыт работы по созданию ППРС в ДОУ для детей ЗПР

    Проблема с   сопровождения детей с задержкой психического развития в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума.

     Дети с задержкой психического развития могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Правильная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности. 

          Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка с ОВЗ, обеспечивающей охрану и укрепление здоровья, коррекцию и компенсацию нарушений развития, эмоционально комфортную для ребенка с ОВЗ. К основным принципам организации предметно-пространственной развивающей среды (далее - ППРС) для детей с ОВЗ относятся: 


• доступность; 

• безопасность; 

• содержательная насыщенность; 

• трансформируемость; 

• вариативность; 

• полифункциональность.

       

        Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в Организации обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. 

ППРС обеспечивает возможность реализации разных видов детской деятельности.

        В детском саду внутреннее оформление помещений и групп устроено так чтобы, любые дети, в том числе и дети с ОВЗ чувствовали себя комфортно. Детский сад оснащен необходимым оборудованием и имеет материально-техническую базу и образовательную среду, отвечающую потребностям детей с ЗПР (здания и оборудование для учебного процесса) в соответствии с требованиями СанПиН:

 - процедурный, медицинский кабинеты;

 - кабинеты специалистов (дефектолога, логопеда, психолога, учителя дополнительного образования, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре), оснащенные адаптированными дидактическими пособиями для детей с ЗПР, методическим обеспечением для коррекционной работы с детьми, оборудование и материалы; 

- групповые помещения, где имеются специально отведенные места для уединения воспитанников; 

- физкультурно-музыкальный зал, включает специальное спортивное оборудование и инвентарь для проведения занятий;

 - методический кабинет; 


        При организации предметно-развивающей среды для дошкольников с ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для качественной коррекции и способствовать развитию познавательных процессов дошкольников с ЗПР.

Процесс обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется по образовательным областям (физическое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие), которые находят отражение в проектировании предметно-развивающей среды.


         Речевому развитию способствуют наличие в Организации открытого доступа детей помещениях группы к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов: плакатов и картин, рассказов в картинках, а также других материалов. 

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в дошкольной организации обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения и прилегающие территории оформлены с художественным вкусом; Для художественно-эстетического развития детей с ЗПР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкальнодидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.

Для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития детей с ЗПР в групповых и музыкально-спортивном зале имеется достаточно пространства для свободного передвижения детей, бега, прыжков, лазания и др., есть инвентарь и для развития общей моторики и содействия двигательной активности.


             Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в дошкольной организации обеспечивает условия для социально-коммуникативного  развития – наличие фотографий, символов, отражающих жизнь группы;  наличие атрибутов, игрушек, предметов – заместителей для сюжетно-ролевых игр; наличие уголка дежурств; наглядная информация для родителей. Наличие пособий, сделанных педагогами совместно с детьми и родителями, наличие дидактических игр.

           Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в дошкольной организации обеспечивает условия для познавательного развития – наличие календарей природы, коллекций; наличие атрибутов и пособий для исследовательской деятельности; наличия материалов для сенсорного образования; наличие наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром; наличие художественной и энциклопедической литературы; наличие материалов по правилам безопасности; наличие дидактических и развивающих игр. 

             Для обеспечения информатизации образовательного процесса в Организации имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (компьютеры, принтеры, проектор), обеспечено подключение к сети Интернет.

              Подобная организация ППРС позволяет детям с ЗПР  выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. 




ППРС.pptx (Скачать)

Южанина А.Л.