2020

Школа отцов в условиях детского сада

опыт работы с родителями в ДОУ

Приоритетная роль семьи в формировании разносторонней личности ребенка отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации (ст. 58); Законе «Об образовании», ст. 18 говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте».; в семейном кодексе; ФГОС дошкольного образования: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (п.1.6.9;1.7.6). В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Сегодня педагоги дошкольного учреждения должны выступать не только как воспитатели детей, но и как партнёры родителей по воспитанию малышей. Мы должны не поощрять принятые родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку авторитетным наставником. 

      Семья по ряду причин не всегда справляется со своими функциями и первым учреждением, с которым начинает контактировать семья и которое может усилить ее воспитательную  функцию, оказать необходимую педагогическую помощь, является дошкольное учреждение. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга. 

       Важная роль отцовства не ставилась под сомнение на протяжении веков. К сожалению, сегодня мужчины в нашей стране «выдавлены» из процесса воспитания. Дома ребенка воспитывает мама, в садике - воспитательница, в школе - учительница, в институте - женщина-преподаватель. В связи с этим особенно актуальной становится проблема вовлечения отца  в планирование и организацию развивающего обучения, в процесс оценивания и прогнозирования развития своего ребёнка. Зачастую активность отцов сводиться к материальному обеспечению семьи и только точечному взаимодействию со своим ребенком. Поэтому работу с отцами необходимо выделить в отдельное направление взаимодействие детского сада и семьи. В нашем детском саду используем нетрадиционные формы работы с родителями. Одна из них создание школы Отцов. Школа Отцов – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и отцов. 

Школа отцов создана в 2015 году. Разработано положение. Руководитель школы отцов старший воспитатель, так же в работе школы привлекаем специалистов детского сада: психолог, учитель-логопед, учитель дополнительного образования, музыкальный руководитель, дефектолог, инструктор по физическому воспитанию. Мероприятия проходят 1 раз в 2 месяца. В начале учебного года проводим анкетирование для выявления запросов семьи. По результатам составляется план взаимодействия. План направлен на повышение педагогического статуса отцов  в воспитании ребенка. Формирования у отцов активной позиции в воспитании ребенка. Мероприятия проводим используя разнообразные формы работы, это и круглые столы, мастер-классы, тренинги, мастерские, практикумы. Был проведен практикум «Знаю ли я своего ребенка», «Родительские заповеди», «Отец воспитатель». Тренинги «Умение договариваться с ребенком», «Роль отца в воспитании ребенка». Круглый стол: «Воспитывать патриотов с детства…», «Все начинается с семьи». На первых встречах чувствовалось напряжение, волнение и страх среди пап, поэтому для группы поддержки приглашаем и мам. На данный момент родители являются активными участниками, с гордостью представляют свой опыт воспитания. Все встречи проходят в непринужденной обстановке. Информацию предоставляем через презентации, создание своих видео роликов, где герои это дети нашего детского сада. Разрабатываем буклеты, памятки. Интересной встреча прошла с приглашенным гостем из центра «Колыбель» г. Красноуфимска Благонадежденной Людмилой Васильевной. Тема этой встречи «Появление ребенка в семье», цель данного мероприятия донести до отцов понимание равной ответственности за аборт. Это мероприятие оставило след не только у родителей, но и у всех сотрудников детского сада.

В рамках школы проходят яркие мероприятия совместно с детьми, такие как «Это мой ребенок», ко Дню святого Валентина провели мастерскую  «Как хорошо когда вас любит кто-то, как хорошо любить кого то» и т.д. на которых папы вместе с детьми мастерят игрушки, участвовали в разных конкурсах. Эти мероприятия показали возможность даже при большой занятости провести немного времени с ребенком и получить от того не только заряд бодрости, минуты счастья, но и оставить незабываемый след в душе своего ребенка. 

Эти совместные мероприятия позволили родителям, а именно отцам понять об их главной роли в жизни ребенка; помогли почувствовать себя по-настоящему отцом, а не только мужчиной, обеспечивающим свою семью. Дети с гордостью рассказывают о своих отцах.

Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку набрать высоту. 



Южанина А.Л.